ЭССЕ

Я – учитель.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег

   На планете Земля проживает огромное количество людей. И каждому из этих людей рано или поздно приходится делать профессиональный выбор. Как важно сделать этот выбор правильно, ведь нет ничего лучше, когда работа является частью твоей жизни: делом, которым ты живешь и болеешь, неотъемлемой частичкой тебя самого!

  Я – счастливый в этом отношении человек.  Иду на работу с огромной радостью и открытым сердцем, светлой головой, полной идей и мыслей. Я – учитель.

  Это сейчас полное ощущение гармонии и единства со своей профессией. Но так было далеко не всегда. В институт я поступила легко, совершенно не отдавая себе отчет в том, НАСКОЛЬКО огромная ответственность будет возложена на меня, когда я открою дверь класса и предстану перед учениками. На моем пути встретились великолепные, любящие свое дело педагоги. Светлана Петровна Петрунина – весь курс был впечатлен методикой преподавания «Синтаксиса сложного предложения». Более гармоничного, утонченного, корректного, знающего и любящего свое дело человека я не встречала. Увлеченность, с которой Светлана Петровна рассказывала о строении и особенностях сложных синтаксических конструкций, поражала мое студенческое воображение. Хотелось также заинтересовать своих будущих учеников.

Прошло уже достаточно времени с того момента, когда прозвенел мой первый «учительский» звонок. Но волнение и трепет при звуке звонка до сих пор не покидают меня. Это было в 49-ой школе г. Новокузнецка, где я работала  по окончании института. И так до сих пор. Каждый урок как в первый раз. С чем ты придешь к детям? Чему научишь? Как объяснишь? Какие формы и методы используешь? Каковы будут результаты? Существует расхожее мнение: учитель ставит оценку себе. Я с этим полностью согласна. Высший балл школьника – это огромнейший совместный труд учителя и ученика.  Вспоминается первая трудность в моей педагогической деятельности. Начало работы, вторая неделя сентября, ученики пятого класса просто взяли и сорвали урок… Что может молоденькая учительница, столкнувшись с педагогическими сложностями? Это сейчас я знаю, как нужно поступать в похожих ситуациях, да и, честно сказать, подобного уже не возникает. Но педагогическому мастерству нужно учиться, долго учиться…Рассерженная и расстроенная, я хлопнула дверью, решив навсегда: «Я уйду из школы, мне здесь не место!» И ситуацию, и меня спасла директор МБОУ «СОШ № 49» Тресцова Нина Антоновна, которой я пришла писать заявление на увольнение. Нина Антоновна – гениальный и талантливый руководитель. Убедительным,  веским словом она словно «вправила сустав». «Заинтересуй, уведи за собой, будь примером…,» -сказала она, порвав заявление. Слезы разочарования и обиды я запивала теплым зеленым чаем в ее в кабинете. Послевкусие этого горьковатого и бодрящего напитка осталось навсегда: путь осилит идущий. Спасибо Нине Антоновне, мудрейшему руководителю, за рецепт, который спас и уберег. Как много чутких, неравнодушных профессионалов работают в школе! Уверена, что с подобным школьным крещением сталкивались многие начинающие коллеги.

Жизнь учителя, состоящая из четкого расписания, строго регламентирована. Хозяин положения в школе - Его величество – урок. Начало урока – все в предвкушении, а что же будет? И вот открывается занавес! Проблема? Тема урока? Как мы придем к решению этой сложной лингвистической задачи? Думаем, наблюдаем, размышляем, высказываем предположения, познаем новое, пробуем, ищем. И вдруг! Открытие! Мы нашли! Мы знаем! И такое облегчение, и радость от того, что знаем, что нашли, что поняли. Знание – это самое ценное, что ученик возьмет с собой  с урока. И очень важно, просто необходимо, чтобы это знание сохранилось на всю жизнь. Общаясь со многими людьми, я слышала такую фразу: «Я пишу грамотно, потому что у меня интуиция». Именно эта «интуиция» - это и есть тот громадный труд и великое мастерство учителя, вложенное в ученика.

Личность учителя играет очень большую роль в жизни ученика. Почему одни любят тот или иной предмет, а другие – нет? Склонность к математике, физике или литературе, безусловно, имеет место быть. Но в большинстве своем дети приходят на урок не только за знаниями, а еще и за эмоциями, за удовольствием от процесса познания. И если педагог увлечен материалом, погружен в свой предмет, живо реагирует на происходящее, то тогда урок превращается в маленькую жизнь, которая, к сожалению, заканчивается со звонком, но обязательно начинается снова.

Каков главный результат работы учителя? Прохождение процедуры Государственной итоговой аттестации? Высокие рейтинги?  Мне кажется, что самое главное достижение учителя – это познание учеником самого себя, своих возможностей, сформированное в нем гуманистическое отношение к миру и интерес ко всему ценному, что выработало человечество. Ведь измерить, охватить деятельность учителя очень сложно, так как в своей работе он постоянно сталкивается с тончайшей материей, которая называется душа ребенка. Подобное взаимодействие очень ответственно и важно, потому что в результате формируется личность человека. Как говорил Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю». Возможности человека безграничны, и мир знаний, открытый учителем, тоже безграничен.

Учительские будни состоят из дневников, тетрадей, планов… И вроде бы каждый новый день похож на предыдущий: уроки, замечания, советы, дежурства, совещания, собрания. Но в этом круговороте дел и событий нет места скуке и бездействию. И все это отходит на второй план, потому что с нами наши ученики. Они самые искренние, самые любознательные, самые любящие. Для меня БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – это состояние души, образ жизни, манера поведения, стиль общения. БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ – это не только учить, но и учиться. Учиться у детей искренности, неподдельности, настойчивости, непосредственности, умению дружить и любить людей…Учиться у коллег профессионализму, толерантности, собранности, умению преодолевать себя. Учиться постоянно быть современным, живо реагирующим на все перипетии времени, быть мобильным и умеющим перестроиться в любой ситуации. Постигать новые педагогические технологии, формы работы, искать новые подходы в образовательном процессе. И как тут не вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Словом, учительство – это целая жизнь, яркая цельная, насыщенная и, безусловно, интересная.

В своей работе использую индивидуальный подход к каждому ученику; применяю активные и интерактивные технологии; создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках. Не всегда все получается.  Но не стоит расстраиваться, нужно верить в успех своих учеников.  А.М. Сохор утверждал: «Искать и каждый раз находить решение вместе с учениками, тревожиться и даже ошибаться - счастливый удел подлинного педагога». С уверенностью считаю, что учитель и ученик являются равноправными субъектами обучения. Уделяю большое внимание здоровьесберегающему и краеведческому направлению в своей педагогической деятельности, потому что деятельность учителя носит не только образовательный, но и воспитательный характер. Благодаря использованию лингвокраеведческого материала, уроки русского языка и литературы наиболее интересны, познавательны и, по моим наблюдениям, положительно влияют на развитие личности ребенка. С учащимися мы посещали много интересных мест, изучали творчество кузбасских поэтов и писателей, составляли топонимические словари Кемеровской области, писали сочинения-миниатюры о родном крае, наблюдали за говором местных жителей, чтобы увидеть, почувствовать реальные особенности языка и определить его роль в жизни человека.

Я придерживаюсь мнения, что выпускник основной школы – это человек, любящий свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, социально активный, почитающий закон и правопорядок, умеющий вести конструктивный диалог и сотрудничать для достижения общих результатов. Эти качества я прививаю школьникам в процессе обучения и воспитания.

Сегодня мои бывшие «пятиклашки» уже заканчивают ВУЗы. Пройдут годы, прежде, чем я увижу результаты своего труда. Уже сегодня некоторые из них показали активную гражданскую позицию. И для меня их благодарность – важный итог моей работы. А это значит, что я на правильном пути, иду в нужном направлении. Очень бы хотелось, чтобы моя любовь, мои знания и умения, частичка моей души помогли подрастающему поколению осуществить свои жизненные планы.

Я уверена, что в школе нет случайных людей. Настоящий учитель болеет душой за происходящее. И сейчас я понимаю, что в школе я не случайный человек. Я люблю свою работу, мне нравится общаться с детьми, учить их и учиться у них, я вижу результат своей работы. (Качество знаний учащихся по русскому языку по результатам государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ составило 100% от числа участвующих. На государственной итоговой аттестации в 2016-2017 учебном году в 11 классе по предмету «Русский язык» средний балл составил 76 (выше, чем по России (64,3) и по городу Новокузнецку (72.97).  Из 25 выпускников 11 класса пять человек набрали от 70 до 80 баллов, шесть человек от 80 до 90 баллов, четыре человека - выше 90 баллов (98 баллов - Старцева Алина и Леонтьева Мария, 96 баллов – Безгачев Михаил, 93 балла – Умаралиева Светлана).

 По моему убеждению, нет места прекраснее, чем школа, потому что вечно стремление к знаниям и открытиям, вечны морально – нравственные ценности.

Я согласна с высказыванием Максима Горького: «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать».